Сегодня искусственный интеллект везде. Нейросети помогают нам в обработке фотографий, рекомендуют фильмы, музыку и вполне успешно творят. Хотя раньше считалось, что компьютеры не смогут заменить людей в создании чего-то. Оказывается, что всё-таки могут.
За последние несколько лет появились нейросети, которые умеют рисовать, делать музыку и даже создавать фильмы. Это привело к появлению виртуальных артистов.
Но самое главное – некоторые из них сами пишут песни. О том, как искусственный интеллект меняет музыку и к какому будущему он нас ведёт, сейчас мы и поговорим.
- Первую песню компьютер написал в ещё в 1950-х
- Появление первого цифрового музыканта
- Уже в начале 2000-х это привело к новому тренду в поп-музыке
- Одна из первых виртуальных певиц с искусственным интеллектом появилась в Британии
- Одна виртуальная певица стала феноменом
- Стриминговые сервисы могут когда-то начать писать музыку для каждого пользователя лично
- Колыбельную для сына Илона Маска написал ИИ
- Неужели ИИ заменит музыкантов?
Первую песню компьютер написал в ещё в 1950-х
Сюита Иллиака так названа в честь компьютера Illiac, на котором она была создана.
В 1957 году учёные из Университета Иллинойса выявили общие принципы в создании музыки разных жанров. Затем они перенесли эти данные в компьютер и написали программу, которая могла генерировать музыку.
Работало это так: алгоритм в случайном порядке генерировал ноты и ритмы. Представлены они были в виде чисел в диапазоне . За каждым числом была привязана нота из двух октав диатонической гаммы До.
Были разрешены интервалы — унисон, октава, минорные или мажорные квинты, сексты, терции, чтобы избегать диссонанса. В итоге алгоритм смог написать своё произведение, которое назвали Сюитой Иллиака.
На такой ЭВМ была написана симфония «Урала-1».
Это было настоящее достижение. В 1960-м советский академик Р. Х. Зарипов опубликовал статью «Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки». И в качестве примера привёл симфонию, которая была создана компьютером «Урал-1».
Да, звучат эти песни странно, далеко не человечно, но это только начало пути. С развитием искусственного интеллекта энтузиасты начали развивать более футуристичные проекты.
Появление первого цифрового музыканта
Коуп делал свою разработку на компьютере Power Macintosh 7500.
В 1997 году Дэвид Коуп, американский композитор и профессор факультета музыки в представил миру Эмили Хоуэлл. Так зовут программу, которая умеет генерировать новую музыку на основе загруженных в неё композиций.
Работа над проектом началась в 1980 году, тогда Дэвид переживал творческий кризис. Ему было трудно создавать новую музыку, поэтому он решил попробовать сделать программу, которая могла бы искать уникальные моменты в уже написанных им композициях.
Он хотел освежить взгляд на своё творчество и, возможно, даже создать что-то новое на основе старого. Но в ходе разработки он понял, что программа может анализировать структуру музыкальных произведений любого композитора и выдавать новые пьесы, звучащие так же, как этот композитор написал бы их сам.
В итоге Эмили смогла создать уникальное произведение, которое в точности повторяло стиль Баха. Но на этом прогресс не остановился, и в течение 2000-х предприимчивые программисты и продюсеры возьмут эти странные, на первый взгляд, технологии к себе на вооружении.
Уже в начале 2000-х это привело к новому тренду в поп-музыке
Тренд снова становится актуальным.
Начало 2000-х отметилось компьютеризацией. На поп-сцене появились виртуальные артисты. В России удачным примером можно назвать Глюк’оZу, а на мировой сцене — Gorillaz. Из мемного — Crazy Frog.
Были и «вокалоиды» — цифровые певцы и певицы, чей голос был синтезирован, а на концертах перед зрителями представляли голограмму. Но все они не имели искусственного интеллекта, а за каждым из образов скрывались живые авторы.
А что если сам цифровой образ будет писать свои песни?
Одна из первых виртуальных певиц с искусственным интеллектом появилась в Британии
Полноценный виртуальный музыкант.
В 2016 году британский композитор иранского происхождения Эшем Куша представил виртуальную певицу Yona. У неё появился свой образ. Стиль текстов и музыки был выработан в ходе обучения нейросети. За основу был взят большой архив с абсолютно разной музыкой.
Его собрал сам Эшем. В него входили не только хиты, но и треки инди-исполнителей, стихи, аранжировки.
Это было необходимо, чтобы Yona могла делать музыку в разных жанрах и уметь комбинировать стили. По итогу искусственный интеллект научился писать музыку, совпадающую по смыслу с текстом. И наоборот.
Да, красноречием и логикой строчки не блещут, но иногда бывают случайности, и Yona выдаёт глубокие метафоры. Лучше вообще рассматривать Yona с точки зрения потенциала, а не конечного продукта.
Для музыкальности пения был задействован автотюн. Голос Yona, к слову, также был создан искусственным интеллектом. Но какие параметры для него задавал Эшем — неизвестно.
Когда впервые услышал её песню, меня не покидало чувство, что это вовсе какое-то инопланетное творчество. Не иначе. Но на Yona прогресс не остановился.
Одна виртуальная певица стала феноменом
Виртуальные модели не имеют изъянов во внешности.
Лил Микела — это имя вам о чём-нибудь говорит? У этой виртуальной певицы целых 3 млн подписчиков в Instagram, десятки миллионов прослушиваний в Spotify и контракты с большими брендами, такими как и . Они приносят создателям цифровой модели около $6 млн в год.
Лил Микела появилась в 2016 и сначала многие считали, что это просто девушка, которая слишком сильно увлекается фильтрами. Но нет, в 2018 году вскрылся главный секрет — Лил Микела виртуальный персонаж. Об этом «каминг-ауте» стали писать мировые СМИ, которые принесли Микеле более широкую известность.
Смотрятся, как типичные куклы — Барби и Кен.
Известно, что девушка имела отношения с другим виртуальным парнем — моделью Blawko. Звучит, как некое безумие, но это уже даже не будущее, а настоящее. Единственное, что цифровые артисты, такие как Микела, являются лишь CGI-персонажами.
Они не имеют настоящего искусственного интеллекта и не могут генерировать музыку, писать посты и ещё что-либо.
Виртуальные артисты однозначно выгодны с точки зрения прибыли. Можно создать образ, который будет отвечать требованиям определённой аудитории и продаваться ей. Представьте комбинацию идеально работающей творческой нейросети Yona и продающий образ Микелы.
Мы ещё станем свидетелями таких проектов, это лишь вопрос времени.
Стриминговые сервисы могут когда-то начать писать музыку для каждого пользователя лично
Это уже реально.
А представьте, что если нейросетям с генерируемой музыкой, дать доступ к алгоритмам анализа вкусов пользователей. Такие есть во всех стриминговых сервисах вроде Apple Music и Spotify.
Причём они анализируют не только, что чаще слушает пользователь, какие жанры и что он лайкает. Алгоритмы в Spotify умеют понимать, какие сочетания нот нравятся пользователю, а какие нет. Обучившись на паттернах звучания, нейросети могут создавать музыку для каждого пользователя лично.
А если подключить к этому массив биометрических данных? Например, предоставив доступ к информации о пульсе с Apple Watch, нейросеть сможет лучше понимать, от каких песен ваше сердце начинает биться чаще. Так может появиться персонализированное искусство.
Возможно, когда-то один из крупных стримингов представит такую функцию.
Представьте, что каждый день в Spotify будет обновляться плейлист с песнями, созданными специально для вас. Возможно, у каждого цифрового исполнителя будет даже свой цифровой образ, которой будет симпатичен снова именно вам.
Как пишет Юваль Ной Харари в своей книге «21 урок для 21 века»: .
И, отчасти, это не фантазия и не гипотетическое будущее, а вполне настоящее.
Колыбельную для сына Илона Маска написал ИИ
Обложка рекламной кампании Endel X Grimes.
В 2020 году российский стартап Endel и певица Граймс (бывшая жена Илона Маска) объявили о коллаборации. Кто не знает: Endel — это приложение генеративной музыки. Алгоритмы адаптируются к погоде, времени суток, пульсу, циркадному ритму и местоположению пользователя.
По словам Граймс, на это сотрудничество её подтолкнуло то, что . И эту музыку она не хотела включать своему сыну.
Руководитель стартапа Олег Ставицкий, бывший журналист «Игромании», рассказал, что певица записывала семплы по гайдлайнам, составленным композитором Endel. Затем отправляла материал программистам и звукорежиссёрам. Потом его обрабатывали и загружали в алгоритм. Всего процесс записи занял около полутора месяцев.
Конечный результат был неизвестен никому. Ни разработчикам Endel, ни самой Граймс. Единственное, что каждую из версий певица проверяла на своём сыне. Первые из них заставляли пятимесячного ребёнка плакать, но на итоговых миксах X Æ A-XII улыбался и быстро засыпал. Задача была достигнута.
Неужели ИИ заменит музыкантов?
Для меня любая музыка и любое творчество — это проявление таланта. На это ИИ не способен.
Искусственный интеллект вряд ли станет заменой людей в творчестве. Но вот частью его вполне. Хоть суперкомпьютер Deep Blue от IBM и обыграл в 1997 году Гарри Каспарова в шахматы, люди меньше или хуже играть в шахматы не стали.
Наоборот, при помощи компьютера теперь каждый может научиться играть в шахматы. И с музыкой, скорее всего, будет то же самое. Возможно, мы увидим какие-нибудь коллаборации певцов и систем искусственного интеллекта. Один задаёт тон песни и пишет текст, а другой генерирует под всё это дело музыку.
Но мне кажется, что проникновение нейросетей в эту сферу неизбежно. За последние несколько лет компьютеры, и ИИ в частности, стали частью нашей повседневной жизни. А что будет через десять лет? Можно только представить.
Ведь какие времена, такое и творчество.
Источник: