С момента презентации мобильной операционной системы iOS 6 прошло чуть более 10 лет. В июне 2012 года купертиновцы показали ключевое обновление системы, а осенью выпустили релизную версию вместе с новым iPhone 5.
За следующие 10 лет iOS претерпела множество изменений, сменила внешний вид и обзавелась массой новых опций. Однако, некоторые фишки и особенности существуют на наших iPhone и iPad практически в первозданном виде с минимальными отличиями.
Мы решили сравнить вышедшую 10 лет назад систему с актуальной версией и выделить главные отличия и новшества.
- Последняя система в эру скевоморфизма против 10-го поколения плоского дизайна
- Настроек iOS уже становилось много, параметры системы упрощали как могли
- Провальные карты Apple за 10 лет превратились в сносный навигатор для США и Европы
- Приложение Часы с дорогим редизайном, который просуществовал всего год
- Появилась тесная интеграция с Facebook и Twitter, но ненадолго
- Приложение Почта получило ключевые фишки и улучшения
- Иконки в панели многозадачности уступили место превью карточкам
- Старые папки на рабочем столе были красивее и лучше
- Никаких меню и шторок с переключателями еще не было
- Другие изменения и опции
Последняя система в эру скевоморфизма против 10-го поколения плоского дизайна
Операционная система стала последней в стиле . Это такое направление в дизайне, когда элементы имитируют настоящее текстуры или материалы. В первые годы существования iPhone это было настоящим трендом iOS.
Так приложение для заметок копировало отрывной блокнот, а заметки – кожаный ежедневник. Утилита для чтения книг отображалась в виде деревянной полки, а калькулятор имел объемные кнопки с тенями, как у своего реального аналога.
Таких примеров в iOS было множество: календарь, записная книжка, компас, диктофон и другие утилиты повторяли очертания, формы и некоторые элементы своих физических прообразов. Идею подхватывали и сторонние разработчики, особенно это касалось иконок приложений.
на одной из презентаций сказал:
Почти все ярлыки программ того времени были шедеврами искусства в миниатюре. Домашний экран iPhone было просто приятно рассматривать.
iOS 6 со скевоморфизмом (слева) и iOS 7 в плоском стиле (справа)
Изменилось все в iOS 7, когда презентовал плоский дизайн с обилием градиентов. На тот момент это были очень радикальные изменения, многие фанаты Apple свыклись с ними не за один год.
За следующие 10 лет серьезного редизайна в iOS больше не было, дорабатывались иконки и основные элементы приложений. Остатки скевоморфизма пропадали из всех уголков системы и из программ от сторонних разработчиков.
Многие владельцы iPhone даже не знают такого понятия и не помнят о существовании красивых “леденцовых” иконок на iPhone и iPad.
Настроек iOS уже становилось много, параметры системы упрощали как могли
Настроек системы уже тогда было много
Купертиновцы долгое время позиционировали iPhone и его операционную систему, как нечто простое в освоении и эксплуатации. Пользователь получал минимум настроек и всегда мог быстро добраться до нужного пункта меню. Такая логика (любая фишка на расстоянии трех тапов) была заложена еще в iPod.
Долгое время купертиновцы справлялись с этим, но система усложнялась, а настроек становилось больше. В итоге приложение с системными параметрами в получило разделители на визуальные блоки, чтобы хоть как-то упростить навигацию.
А еще, начиная с этой версии системы элементы настроек начали дублироваться в разных меню. Например, настроить уведомления стало возможно как в общем разделе для всех приложений, так и в параметрах каждой конкретной программы или игры.
До Настройки дошли с редизайном из , появившимся окном поиска и огромным количеством новых разделов и пунктов меню.
Провальные карты Apple за 10 лет превратились в сносный навигатор для США и Европы
Предыдущие версии мобильной операционной системы для iPhone и iPad поставлялись с картографическим сервисом . Купертиновцы в то время хотели плавно выйти из-под влияния поискового гиганта и отказались от некоторых сервисов и предустановленных приложений.
Одной из таких программ стал картографический сервис. Долгое время разработчики из Купертино создавали собственный аналог картам от Google и презентовали его именно с релизом iOS 6. Решение оказалось преждевременным, релиз стоило бы перенести минимум на год.
Сервис оказался недоделанным, имел множество проблем и багов, сеть быстро наполнилась скриншотами новых “достопримечательностей” и просто страшных мест, отображавшихся в Apple Maps.
Плохим в приложении было абсолютно все. Навигация работала плохо и пользователи в США, Канаде и Австралии часто терялись, ориентируясь по картам Apple. Пешеходные маршруты прокладывались через автомагистрали, непроходимые зоны и даже через водные препятствия. Власти многих стран официально предупреждали пользователей о проблемах с сервисом и рекомендовали пользоваться другими приложениями для навигации.
Трехмерный ландшафт не соответствовал действительности и натянутая поверх него карта местности отображала последствия серьезных природных катастроф. Откуда купертиновцы брали данные о наносимых на карту топонимах, вообще загадка. Улицы, районы и целые населенные пункты часто именовались неверно. Использовались устаревшие названия, которые были актуальны много лет назад.
И все это касается не только каких-нибудь далеких для разработчиков стран, а основного для Apple рынка – США.
Результатом провала стало увольнение . На тот момент он занимал пост старшего вице-президента по программному обеспечению iOS и отвечал за создание карт.
К счастью, в Apple не отказались от своего картографического сервиса и за следующие пару лет устранили практически все критические недостатки. Уже в это был вполне сносный аналог карт Google для несложных путешествий по Америке, Канаде или Европе.
Следующие несколько лет сервис просто становился стабильнее и получал небольшие удобные фишки. С релизом в Apple полностью отказались от данных, предоставляемых сторонними сервисами и начали ориентироваться на собственные данные и наработки.
С недавним релизом появилась возможность строить маршруты с промежуточными остановками, более тесная интеграция навигатора и голосового ассистента , добавление транспортных карт и оплата ими прямо в приложении. А еще интегрировали трёхмерные панорамы некоторых крупны городов и для интеграции со сторонними сервисами.
Разумеется, у Apple нет ресурсов, чтобы развивать сервис равномерно по всему миру. Основные фишки и возможности в первую очередь появляются на картах США и Канады, затем опции плавно мигрируют в Европу и некоторые азиатские страны. Остальные не особо интересные для Apple рынки (в том числе и Россия) практически не получают новых возможности картографического сервиса.
Приложение Часы с дорогим редизайном, который просуществовал всего год
С утилитой Часы из iOS 6 случился неприятный казус. Купертиновцы в этом обновлении впервые перенесли приложение на iPad и сделали серьезный редизайн программы.
Позднее оказалось, что циферблат используемых в приложении часов подозрительно схож с официальными часами швейцарской железной дороги. Европейская компания сразу же обратила на это внимание и призвала Apple к ответственности.
Интерфейс приложения в iOS 6 и официальные часы швейцарской железной дороги. Найдите 10 отличий
Купертиновцы решили уладить ситуацию во внесудебном порядке и выплатили железнодорожникам $20 млн, за что получили права на использование дизайна часов в программе.
Кстати, иконка с позаимствованным дизайном красовалась только на планшетах Apple, iPhone получил слегка измененный ярлык из предыдущих версий ОС.
Любопытно, что уже в следующем году планировался полный редизайн системы. При этом кто-то откровенно “прошляпил” это заимствование и подставил компанию. Ходят слухи, что наряду с выпуском недоработанного картографического сервиса это стало одной из причин увольнения .
Уже в iOS 7 иконка и внешний вид программы привели к единому плоскому стилю оформления. С минимальными отличиями и косметическими изменениями утилита дожила до .
Появилась тесная интеграция с Facebook и Twitter, но ненадолго
Эволюция меню шаринга в iOS
На волне роста популярности зарубежных социальных сетей купертиновцы добавили возможность быстрого шаринга данных в и . Большинство стандартных программ получило новое для того времени меню с кнопками этих приложений.
Нововведение оценили не все. Популярность этих сетей во многих странах была не такой большой, кнопки занимали много места на экране и располагались выше других более важных и востребованных разделов меню.
Уже через несколько лет встроенную поддержку этих сетей “выпилили” из iOS, а само меню сделали динамическим и настраиваемым. Пользователь может сам добавлять нужные пункты для шаринга, отключать ненужные и менять их порядок.
Приложение Почта получило ключевые фишки и улучшения
Главными новшествами стандартного почтового клиента в стало появление папки для избранных абонентов с возможностью указания кастомных параметров уведомлений. Кроме этого появилась возможность отмечать письма флагами (тегами) для более удобной группировки и поиска в дальнейшем.
Утилита получила жест для обновления данных удобным свайпом сверху вниз. Странно, что в Safari подобный жест появился лишь в iOS 15.
Следующие несколько лет приложение получало лишь мелкие косметические доработки, только в последние годы разработчики добавили несколько действительно важных фишек вроде псевдонимов для почты, скрытия e-mail адреса, отмена отправленных писем и рассылка по расписанию.
Иконки в панели многозадачности уступили место превью карточкам
Операционная система стала последней, в которой панель многозадачности отображалась в виде ряда иконок внизу дисплея. При её вызове текущее приложение или рабочий стол сдвигались вверх, а снизу можно было увидеть ярлыки запущенных программ.
Боковой свайп в одну сторону помогал прокручивать список иконок, а в другую – переключал на пульт управления плеером.
Все изменилось с переходом на , панель многозадачности стала полноэкранной, а запущенные программы отображались в виде больших карточек. С минимальными изменениями этот элемент дошел до .
Старые папки на рабочем столе были красивее и лучше
Как ни крути, а старые папки из до сих пор выглядят удобнее современных. Каким бы большим не был экран вашего iPhone, с новым видом папок вы видите всего 9 иконок внутри.
Старые папки как бы разделяли экран на две части и отображали дополнительные ряды с иконками во всю ширину дисплея. Такой внешний вид был удобнее, красивее и практичнее.
В текущем виде элемент существует с .
Никаких меню и шторок с переключателями еще не было
Пункт управления на iPhone появился только в iOS 7 (слева)
Операционная система 10-летней давности не имела встроенных меню для переключения основных параметров гаджета. Для банального включения Wi-Fi, Bluetooth, Авиарежима или изменения яркости экрана приходилось переходить в системные настройки.
На iPhone с джейлбрейком была возможность установить соответствующий твик, который переносил аналог из мира . Лишь в следующей купертиновцы добавили стандартную шторку с переключателями основных опций смартфона.
Несколько лет практически не менялся, затем получил привычный сегодня внешний вид, а с выходом с нижней грани экрана перебрался на верхнюю.
Другие изменения и опции
▶ В iOS 6 впервые появился режим Не беспокоить, который позволял временно отключать уведомления на смартфоне. В первоначальном виде фишка имела всего пару настроек с выбором времени срабатывания и опциями для избранных контактов.
В следующих обновлениях систему блокировки оповещений ждали незначительные улучшения, а в режим преобразовали в целый блок параметров Фокусирование.
▶ Отдельный раздел настроек Приватность позволял отправлять выданными разрешениями для сторонних приложений. Тогда программы и игры могли запрашивать доступ только к местоположению, контактам, календарям и фото. Меню было предельно простое с минимумом опций.
Как и большинство других фишек, следующие несколько лет опция не развивалась. В одном из апдейтов раздел настроек получил полноценный отчет о конфиденциальности.
▶ Стандартный набор приложений пополнился утилитой Passbook, в следующих релизах её переименовали в . Приложение позволяло собирать скидочные карты, купоны, билеты и посадочные талоны в одном месте.
До iOS программа дошла с минимальным набором новшеств и изменений.
▶ Приложение YouTube убрали из списка предустановленного ПО. Как уже упоминалось выше, купертиновцы решили выходить из-под влияния и отказались от части сервисов компании.
Утилита могла быть установлена из и больше никогда не появлялась на iPhone из коробки. Вместо неё был создан простейший видеоплеер с минимумом настроек и поддерживаемых форматов. Пользовались программой единицы и через несколько релизов она незаметно исчезла из набора предустановленного ПО.
▶ В iOS 6 впервые появился отдельный блок настроек Универсальный доступ для пользователей с ограниченными возможностями. На то время там располагалось несколько фишек для настройки более крупного или контрастного отображения элементов, проговаривание пунктов меню голосом и гид-доступ.
Сейчас это уже огромный раздел с опциями на любой вкус, а некоторые фишки позволяют настраивать iPhone для более удобной работы всем желающим.
▶ Экран блокировки тех времен был крайне простым и нефункциональным. Сделать что-то с iPhone без разблокировки было невозможно.
Гаджет отображал привычную панель с часами и горизонтальным слайдером разблокировки, из-за которых выглядывали установленные обои. Единственной дополнительной фишкой была возможность быстро активировать камеру свайпом вверх от иконки в правом нижнем углу экрана.
Вот такой стильной, ламповой и красивой была операционная система iPhone 10 лет назад. Годы эволюции превратили её в , но некоторые принципы работы, элементы интерфейса и особенности остались неизменными.
Источник: